Мечта походить на настоящей яхте появилась давно, еще в те времена, когда такой вид путешествий был из раздела «мечты несбыточные». Со временем она переместилась в раздел «вполне реальные, но не понятно как осуществимые» и, наконец, прошлым летом перекочевала в категорию «Свершилось»!
На этом пути было достаточно сомнений и вопросов, которые начинались от географического «куда?», до практического «с кем и как?». Но, в конце концов, помог фейсбук, на просторах коего обнаружилась реклама Олега Дризена, который не только сам организует подобные туры, но и концентрирует вокруг своего сайта предложения других капитанов. Так мы познакомились с Владимиром Ивановым и попали в Грецию.
Что мы хотели:
— Путешествие на яхте, обязательно парусной, с опытным капитаном. Маршрут большого значения не имел, но поскольку это было для нас впервые, терзали сомнения по поводу укачивания (которые, впрочем, быстро развеялись — почти совсем не укачивало). В связи с чем мы выбирали маршрут попроще, без длинных переходов.
— Гарантия того, что тур состоится при любом количестве участников.
— И, наконец, адекватная стоимость. Понятно, что яхта не дешевое удовольствие, но и мы не рокфеллеры.
О том, что мы получили в итоге и в чем особенности путешествия на яхте, я расскажу в этой статье, сразу обозначив, что было очень здорово и интересно.
МАРШРУТ
Круговой маршрут с началом и окончанием в Афинах был рассчитан на 10 дней и включал в себя наиболее популярные острова Саронического залива (Порос, Эгина, Идра, Мони, Спецес) и прибрежные городки полуострова Пелопоннес. Как впоследствии выяснилось, маршрут в таких путешествиях — вещь очень относительная, в том смысле, что посещение намеченных точек, остановки в планируемых местах ночевок, порядок и протяженность морских переходов не очень сильно зависят от воли человека, а прежде всего от воли стихии, ветра и волн. Проще говоря, куда ветер подует, туда и идем, или же если подует очень сильно, то идем от одной укрытой бухты до другой, пережидая шторм. Вы ведь находитесь в комфортном, отдыхательном плавании, и капитан прежде всего заботится о Вашей безопасности. Управление парусной яхтой — дело очень непростое и весьма травмоопасное для неопытного пассажира, да и эффект укачивания никто не отменял. Короче, маршрут — это скорее регион плавания, а конкретику определяет море и капитан.
ЯХТА
У нас была большая яхта модели Jeanneau Sun Odyssey 439 французского производства с четырьмя двухместными каютами, кают-компанией, двумя туалетами с душем, миникухней с газовой плитой, холодильником и открытым пространством на корме, где можно сидеть во время движения и накрывать стол во время стоянок.
На камбузе все оборудование приспособлено к качке и движению с большим креном. Две каюты в кормовой части, пожалуй, самые удобные. Кровати вполне широкие, но в них приходится «вползать» ногами вперед, так как спишь головой к двери, по-другому невозможно. В потолке есть маленькое открывающееся окошко. На мой взгляд, единственным существенным недостатком сна в такой каюте является духота. Греция — жаркая страна, особенно в июле-августе, правда, в каюте есть вентилятор. Еще одна полноценная каюта на носу, но там больше качает, а четвертая очень маленькая с двухъярусной кроватью. Забегая вперед, скажу, что в один из дней мы за 50 евро сняли отель на берегу, для того чтобы поспать в более привычных условиях — на большой кровати и с кондиционером.
На яхте есть горячая и холодная вода, но в сильно ограниченном количестве. Можно принять душ, помыть посуду, но делать это нужно максимально быстро экономно. В маринах, на месте стоянок, можно до заправлять воду, но это получается не всегда. Туалет смывается забортной морской водой, поэтому здесь ограничений нет. Во время стоянки резервуар туалета перекрывается, а во время движения опорожняется прямо в море. Вот такие вот дела, говорят, органику в море отдавать можно.
Принцип обеспечения судна электричеством как у автомобиля. Аккумулятор, генератор, бортовая сеть 12 вольт постоянного тока, поэтому надо брать штекеры для подзарядок телефонов и другой техники те же, что вставляются в прикуриватель Вашего авто.
ПИТАНИЕ
Питание возможно в двух вариантах — готовим сами на яхтенной кухне или ходим в таверны на берегу. Правда, мы не всегда останавливались в маринах, а раза 3 ночевали на якоре в красивых бухтах. И днем во время перехода обедали всегда на яхте. Так что полностью избежать самостоятельной готовки наверняка не удастся. При этом в обязанность пассажиров входит кормить капитана, опять же самим или в таверне, ведь голодный капитан — злой капитан, а зачем Вам злой капитан?
Перед отходом судна из Афин мы заехали в супермаркет. Прежде всего купили много питьевой воды, овощей, фруктов, пива и т.д. Конечно, и в других портах всегда была возможность что-то докупить, но основные запасы провианта был сделаны именно там.
Понятно, что необходимость самим готовить, а потом убирать со стола и мыть посуду, не самая приятная в отпуске обязанность, но поход есть поход. Кстати, некоторые фирмы предлагают кока-стюарда на яхту с зарплатой 150 евро в день, ну можно и так!
ПО МОРЯМ ПО ВОЛНАМ
На мой взгляд, самое интересное — это идти под парусами! Конечно, у лодки есть дизельный двигатель и им пользуются во время захода в порт или при штиле, но ничто не может сравниться с натянутыми как струна шкотами, полными или как говорят моряки «набитыми» парусами, свистом ветра, сумасшедшим креном и брызгами воды, летящими тебе в лицо из под носа судна, разбивающего очередную волну. Хороший капитан будет учить Вас морским терминам, объяснять несложные операции с такелажем и, быть может, доверит какую-либо из них, если Вы, конечно, этого захотите. Я, например, помогал поднимать главный парус, участвовал в переброске стакселя при смене галсов и даже постоял за штурвалом.
Клево, мне очень понравилось! И я даже начал жалеть тех, что катаются на больших катерах, понятно, быстро, удобно, но кайф совсем не тот!!
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Прежде всего, это «лагунинг», когда ты стоишь на якоре в красивой бухте, купаешься, загораешь, катаешься на надувной лодке «тузике», ну и все в том же духе. Вода в греческих морях шикарная — теплая, прозрачная, очень красивого изумрудного цвета.
В прибрежных городках в местах стоянок мы гуляли, лазили по горам,
а на острове Спецес взяли в прокат квадроцикл и на нем объехали весь остров.
Отдельным развлечением был вечерний поход по тавернам. Еда в Греции отличная и недорогая.
Ну и, конечно, рыбалка!
РЫБАЛКА
Мне очень хотелось половить рыбу и я взял с собой кое-какие снасти, крючки, поплавки, то есть обычный прудовой набор. Моя цель была почти детская, я хотел поудить с яхты на обычный поплавок небольших карасиков-плотвичек морских разновидностей, и, как ни странно, мне это удалось! На тесто (а также рис, овсянку, хлеб, свинину) весело клевали разные вполне съедобные рыбки, и я даже поймал рыбу иглу!
Но главным добытчиком был не я. Капитан поймал на троллинг хорошего тунца.
А его друг Миша очень успешно занимался подводной охотой из ружья. Каждый раз после двух-трех часового заплыва он возвращался с целым набором разнообразной добычи.
Мы рыбу жарили, варили уху, а из тунца делали сашими, т.е. просто солили свежее мясо и ели. Было замечательно, очень вкусно! И как утверждали все на лодке, стреляная рыба на вкус намного лучше, так как погибает сразу, а пойманная посредством сети испытывает долгий стресс, от чего мясо портится.
Был в нашем меню даже свежепойманный осьминог.
БЮДЖЕТ
Как это ни странно, бюджет поездки оказался вполне адекватным. Мы заплатили по 750 евро с человека непосредственно за яхту и услуги капитана за 10 дней. Плюс скидывались на пятерых на текущие расходы. Получилось по 210 евро на человека, то есть 1050 на всех. Сюда входили расходы на заправку яхты водой и соляркой (примерно 160 евро), стоянки в маринах (20 евро) и 100 евро финальная уборка яхты. Итого 280 евро ушло на обслуживание яхты, а остальные 770 на еду, воду и выпивку, из них 300 мы вместе проели в тавернах.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Впечатления незабываемые! Думаю, это должен попробовать каждый. Конечно, мы почти все любим лежать на пляже, ездить по экскурсиям, осматривать города, музеи, но это другое. Только тут, на яхте, с полной ясностью осознаешь, что ты песчинка на безбрежной водной глади, ты полностью зависим от природы, вот дунет ветер посильнее или волна побольше придет, и не сможет твоя новомодная лодка противостоять им. Может, я и преувеличиваю, наверное, противостоит, но ощущение такое есть. А еще тут замечательно выключаются мозги от всего, от всех забот на берегу, от работы и всей суеты нашего мира. Так что, ребята, это нечто! И только парусная яхта, никаких катеров со спа-салонами, стюардами и велотренажерами. Только ты, парус, ветер и море!!!
А в качестве заключения наш отзыв, который мы оставили в бортовом журнале нашей яхты:
«Нам всегда хотелось попробовать попутешествовать на настоящей яхте под парусами. Это была большая мечта и, к счастью, она сбылась! Причем это было настоящее плавание, а не просто покатушки-развлекушки, с настоящим ветром, с 2-х метровыми волнами, рыбалкой, подводной охотой и сплошным синим морем от края до края. Отличный капитан Владимир, настоящий профессионал, спокойный, абсолютно уверенный в своих действиях, даже когда сила ветра и крен судна заставляли нас охать и ахать. Спасибо нашему отличному рыбострелу Мише и замечательным Свете и Марине за компанию и чудесный отдых. Не скажу, что было просто ночевать на яхте и, конечно, у такого путешествия есть ряд других бытовых особенностей, но это все ерунда в сравнении с полученными эмоциями и незабываемыми впечатлениями, которые останутся на всю жизнь. Мы готовы к новым приключениям, вперед, наш шкипер, море зовет!»
У Володи Иванова есть сайт, на котором Вы найдете его приглашения в организуемые им туры и регаты http://www.libertysails.net/
А если вы хотите поехать в организуемое мной сухопутное путешествие по Европе, посмотрите актуальные предложения по присоединению к группам на моем сайте:
www.dmitrysokolov.ru
Дмитрий Соколов
- Путешествия по Европе с Дмитрием Соколовым http://www.dmitrysokolov.ru/
- Необычные путешествия в Европу http://www.sokolovcz.ru/
- Наш пансион в Южной Моравии http://www.pansionnalednicke.ru/
- Блог моих путешествий http://blog.sokolovcz.ru/